Этапы развития
фонематического восприятия.
⠀
☘ Фонематическое восприятие - это способность
различать звуки речи.
Как происходит
формирование фонематической системы ребёнка?
Сначала для него это непонятный звуковой
поток, потом в этом потоке он начинает различать звук [а], потом другие
гласные, а затем согласные в определенном порядке.
Сначала формируется слуховое сосредоточение,
слуховое внимание.
Параллельно с этим появляются и совершенствуются
навыки различения интонации и темпа. Семантическое значение на этом этапе имеет
именно интонация!
⠀
Дальше ребёнок учится различать ритмы. Он
накапливает словарь, опираясь на контур слова и ритмический рисунок.
⠀
Начинается фонематический анализ. Но важно
помнить, что даже при норме, в год, ребёнок, который уже способен различать
определённые звуки, опирается, в первую очередь, на ритмико-интонационный
рисунок слова и фразы.
⠀
Первая фонема, которую ребёнок учится отличать:
А! На этом этапе для ребёнка существует чёткая классификация-звук А и все
остальные.
⠀
Далее ребёнок учится различать у - и, а - э, у -
э, о - и.
⠀
И, в последнюю очередь, различаются гласные у-о,
и-э. ⠀
Когда ребёнок уверенно
научился различать неречевые звуки, характеристики звучания (темп, интонация,
тембр, интенсивность, продолжительность, прерывистость, ритм) и гласные звуки,
он готов к различению согласных.
Н.Х. Швачкин описывает
последовательность в книге «Возрастная психолингвистика», с небольшими своими
пояснениями.
Итак, овладев всеми
навыками, ребенок учится определять наличие или отсутствие согласных звуков
слове, т.е. начинает понимать, что есть гласные, а есть и другие звуки.
Только потом ребёнок
начинает различать согласные в следующей
последовательности:
- различение сонорных-
остальных звуков (шумных согласных) в первую очередь артикулируемых;
- различение
твердых-мягких;
- различение сонорных
между собой;
- различение губных и
язычных;
⠀
- различение взрывных и щелевых;
⠀
- различение переднеязычных и заднеязычных;
⠀
- различение глухих и звонких согласных;
⠀
- различение шипящих и свистящих;
⠀
- различение звуков Р, РЬ, Л, ЛЬ
⠀
- различение двойных звуков ЙА,
ЙЕ, ЙЁ, ЙУ и звук Й. ⠀
☘ Например, для маленького ребёнка слова «крыша»
и «крыса» могут звучать абсолютно одинаково.
⠀
Полное формирование фонематического восприятия
происходит к 2 годам, но при речевых нарушениях для этого требуется
целенаправленная работа специалистов.
⠀
☘ К 5 годам у ребёнка формируется способность к
звуковому анализу и синтезу. Самые простые его формы формируются
самостоятельно. Сложный анализ и синтез формируется при целенаправленной работе
в школе.
⠀
☘ Рассмотрим простой анализ и синтез для того,
чтобы вы могли проверить, насколько готов ребёнок к овладению чтением и в
дальнейшем письмом.
⠀
1. Дифференциация слов. Ребёнок должен показать
правильно слова на картинке, отличающиеся одним звуком.
▪ кит-кот
▪ крыса-крыша
▪ губы-зубы
▪ бочка-почка-дочка-точка
▪ суп-зуб
▪ мука-муха
⠀
2. Игра «Поймай звук». Взрослый произносит
цепочку из разных звуков, ребёнок должен хлопнуть, когда услышит определенный
звук.
⠀
3. Игра «Шлагбаум». Ребёнок преграждает путь
автомобилю или поезду. Взрослый запускает машину, сопровождая каким-то звуком.
Ребёнок либо пропускает машину, либо нет.
⠀
❗Вторую и третью игру можно также использовать
для дифференциации слов.
⠀
4. Определение наличия или отсутствия звука в
слове. «Я произнесу слова, а ты скажи, в каком слове есть звук М».
⠀
5. «Назови слова, которые начинаются со звука
П».
⠀
6. «Какое слово я произнёс: к, о, т?
С Уважением, Комисова Тамара Сергеевна.